Вода хранит память об умерших, по ней уходят мертвые в тайный мир. Люди умирают, и сколь ужасна их смерть, столь длинны становятся их волосы. Если человек перед смертью освободил свою душу, волосы его коротки, и он скользит по реке легко. Если же смерть оказалась для человека тяжела, а душа его согбенна под грузом мук и страха, то
волосы его длинны...волосы его длинны, они цепляются за подводные камни и не пускают душу прочь. Шаман может высвободить волосы умершего и отпустить его в путь по реке. Сам шаман не может прикоснуться к душам, но по его призыву является дух древнего охотника. Дух срезает скальп с умершего, и волосы больше не мешают тому. Тогда душа может отправиться в тайный мир, и там все будут жалеть ее, видя на ее голове знак тяжелой смерти.
Лес хранит мудрость, которая принадлежит древним духам, существовавшим, возможно, еще до рождения первого человека. Смысл этих духов непонятен человеку, поэтому лишь шаманы могут пытаться умилостивить лес. Человек входит в лес, а духи леса окружают его со всех сторон и наблюдают. Но духи леса разобщенны. Даже если лес добр к человеку, человек не может чувствовать себя в лесу в безопасности, ибо всегда может найтись сердитый дух, который захочет навредить.
Камень хранит весть обо всем нынешнем. Земля родит живое, человек есть плод земли и через духов камня может разговаривать с землей. В почве живут молодые и горячо любящие человека духи земли, а в камне – старые мудрые духи, голос земли. Земля одна – и камень есть ее неприкрытое тело, поэтому шаман может разговаривать с камнем и слышать, что происходит далеко от него. Земля любит своих детей и не хочет их отпускать, и потому умершие с длинными волосами не могут спокойно покинуть ее: волосы цепляются за камни в воде или за траву на суше. Но духи земли узнают умерших по волосам и держат их за волосы. И если дух древнего охотника срежет скальп, то духи земли перестанут видеть человека и перестанут держать его.
Небо не хранит ничего, но божественный мир над небом хранит божественную память, память о будущем. Птицы быстры, и быстрая мысль поднимается в небо, иногда ловя знание о будущем. Боги скупы на милости, поскольку человек дитя земли и ступает по земле. Поэтому человеку редко дано видеть будущее. Но легенды гласят о высоких горах, в которых люди божьего племени полощут рукава просторных одеяний в небе, пальцами собирая мудрость богов. Шаман может умилостивить духов неба, и те спустят людям мудрость богов дождем. Шаман тогда должен ловить капли дождя и читать в них будущее. Духи земли собирают для людей и всего живого дары богов, и оттого почва родит жизнь. А все, что духи земли упустили, забирают духи воды.
Некоторые племена отправляют своих умирающих высоко в горы и просят духов неба ниспослать дождь, чтобы души умерших могли по струям дождя взбежать в небо. Те души, что успели подняться выше неба, остаются навечно с богами, не равные им, но пребывающие рядом с ними как равные. Те, кто успел подняться высоко, но недостаточно высоко, становятся духами неба и передают богам просьбы людей. Чтобы мокрые волосы умерших не удерживали души на земле, шаманы помогают умирающим очиститься и призывают дух древнего охотника, чтобы тот срезал несчастным душам скальпы. В горах часто дождь по пути к земле превращается в лед, и тогда душам намного легче подниматься. Однако некоторым душам все-таки не удается дойти так высоко, чтобы стать даже духами неба – и они падают на землю с последними каплями дождя. Молодые духи почвы тогда душу не держат, ибо оплакивают ее неудачу и сочувствуют ей. Они соглашаются проводить душу до воды. Горе такой душе, с которой срезан скальп, и которая упала на землю – духи земли не будут держать ее, но, не видя ее, они и не подскажут ей путь к реке.